Вячеслав рассказывает о главных правилах разработчика, управлении удалённой командой и о том, почему нам всем полезно испытывать тревогу

О работе в агентстве

Как ты устроился в агентство? 

Я работаю в агентстве с августа 2016 года. Тем летом я вернулся из армии и начал искать работу. Первые попытки были неудачные: я много ходил на собеседования, но везде получал отказы. Затем случайно увидел вакансию IT-Agency на HeadHunter. Несмотря на то, что на тот момент я ничего не знал об агентстве, подход к ведению проектов показался мне близким, и я отправил заявку. По результатам собеседования и тестового задания меня пригласили на стажировку на должность младшего веб-разработчика

Сейчас ты руководитель отдела разработки. Расскажи подробнее о своём пути от младшего специалиста до ведущего. 

Поначалу было жарко — меня бросили сразу на три проекта. Я хорошо себя проявил, и через пару месяцев руководитель отдела разработки сказал, что я никакой не джуниор, а вполне себе начинающий миддл. 

Ключевой момент наступил летом 2017 года. На одном проекте ушёл старший разработчик, поэтому мне предложили его подменить. Пришло время решать, в каком направлении расти. Было два варианта: двигаться в направлении ведущего разработчика, то есть, становиться руководителем, либо продолжать развиваться как технический специалист. Я понял, что просто писать код мне уже не так интересно, и выбрал первое. 

Проект удачно завершился, и я убедился, что управление нравится мне больше, чем программирование. Так в 2018 году я стал руководителем отдела разработки и окончательно ушёл от технической части в управление проектами и наставничество.

Как тебе в роли наставника?

Это что-то новое для меня. Например, в прошлом году я нанимал людей в новый проект. До этого я вообще никогда не проводил собеседований, а участвовал в них только в роли кандидата, поэтому было интересно оказаться по другую сторону стола. 

Вместе с веб-разработчиками Богданом Турковым и Максимом Денисюком на праздновании Дня рождения агентства в 2018 году

Мне нравится сам процесс планирования и управления проектом. Мне нужно учитывать сильные и слабые стороны каждого конкретного специалиста, чтобы правильно распределить обязанности и достичь лучшего результата. Это очень интересно.

Об удалённой работе

Ты, как и многие наши ребята, работаешь удалённо. Расскажи, каково это? До агентства у тебя уже был опыт удаленной работы?

Я почти всю жизнь работаю удалённо, так что к моменту моего прихода в агентство у меня уже был солидный опыт. 

В агентстве мне посоветовали прочитать книгу «Remote: офис не обязателен», чтобы оптимизировать рабочее время. В книге описывается много ошибок, которые я замечал за собой. Например, типичная ошибка удалённого работника — превращение работы в круглосуточную. Сейчас я очень люблю работать удалённо, причём в последнее время предпочитаю делать это не дома, а куда-нибудь выбираться. 

Работаю в кафе около дома. Здесь ничего не отвлекает и не мешает сконцентрироваться

А чего тебе не хватает в удалённой работе?

Главный минус в том, что ты видишься с людьми только через экран. Было бы здорово иметь выбор: ехать в офис или остаться дома. Если бы я жил в Москве, почаще заглядывал бы в офис, чтобы больше общаться с коллегами вживую.  

На первой сессии ведущих впервые увидел многих коллег вживую

Как тебе удаётся удалённо управлять командой? Ведь одно дело — организовать себя, а совсем другое — организовать команду.

В основном я имею дело с ребятами, которые тоже умеют работать удалённо. Если же приходит человек без такого опыта, то мы обучаем его. Объясняем, как организовать свою работу и лучше распределить личное время. 

Чтобы держать под контролем ход проектов, я проверяю статус задач в планировщике, смотрю план-факты и отчёты 

Раз в две недели мы созваниваемся всей командой, чтобы подвести итоги, обсудить проекты или провести семинар. Это помогает команде оставаться сплочённой. Далеко не все ребята пересекаются друг с другом на проектах, поэтому коллективные созвоны помогают им чувствовать себя частью команды.

На личных планёрках я спрашиваю у ребят, как продвигается работа, чем я могу помочь. Если что-то идёт не по плану, мы вместе ищем решение, ведь ведущий в агентстве — это прежде всего наставник, а не начальник. 

Вы работаете и на внутренних проектах агентства, и на клиентских. Какие задачи тебе нравятся больше? 

Клиентские. Внутренние задачи тоже важны, но, как правило, они сводятся к разработке инструментов для внутреннего пользования или к автоматизации какого-то куска работы агентства. Клиентские задачи более разнообразные, поэтому помогают бороться с рутиной. Кроме того, они дают команде новый опыт, а агентству — кейсы в портфолио. 

Об эффективном планировании

У тебя в инстаграме есть пост о том, что составлять список задач на бумаге гораздо эффективнее, чем в Evernote, например. Почему ты так считаешь? 

Я почерпнул эту мысль из бизнес-книг и научно-популярной литературы о человеческом мозге. Она помогла мне лучше понимать, как устроен человек. Например, когда я записываю план на день в блокнот, я освобождаю голову от этой информации, а потом просто вычеркиваю выполненные задачи. Бумага помогает избавиться от ненужной информации. 

Кроме того, изо дня в день выписывая на бумагу задачи, ты заставляешь свой мозг работать. Когда ты записал задачу, уже не станешь откладывать её выполнение на потом, пока не вычеркнешь из списка. Это своеобразная форма мобилизации мышления.

А ещё бумага попросту работает быстрее приложений. Достал блокнот — записал мысль. С приложениями, где нужно набирать текст, это просто не срабатывает. 

По какому принципу ты отбираешь задачи на день?

По-разному. В первую очередь определяю для себя, что обязательно нужно сделать. Пишу в блокноте какое-то понятное для меня опорное слово или целиком записываю какую-то задачу. Важно, что я не разделяю рабочие и домашние дела. У меня в одном списке располагаются задачи «рассчитать доходность проекта» и «сходить в спортзал». Благодаря этому я вижу полную картину дня. 

Как ты оцениваешь время, которое уйдёт на выполнение той или иной задачи? Ведь можно составить список из 10 дел, а успеть сделать только два. 

Интуитивно. Если с чем-то я не успеваю справиться, я ставлю эту задачу на следующий день. При этом я не просто переношу задачи на завтра, а составляю новый список каждый день и переписываю в него невыполненные задачи. Это вызывает дискомфорт, поэтому хочется быстрее закрыть задачу и перестать переписывать её. Такой подход помогает не откладывать задачи подолгу.

А ты оставляешь в плане время для «прилетающих» задач?

Обычно да. Но, во-первых, перед тем, как брать внеплановую задачу в работу, я стараюсь определить, действительно ли она срочная. Если нет, я откладываю её или вношу в список дел на завтра. Во-вторых, поскольку я руководитель, могу делегировать задачи. Если прилетает что-то, что никак не вписывается в мои планы, передаю кому-то из ребят. Если же с новым срочным заданием никто, кроме меня, справиться не может, начинаю редактировать список дел, чтобы найти время. 

Форс-мажоры бывают всегда, поэтому при планировании крупных проектов я выделяю около 30 часов на непредвиденные ситуации. 

О спорте, книгах и мотивации

Знаю, что ты ведёшь дневник тренировок. Расскажи подробнее, зачем он нужен. 

Моя программа тренировок рассчитана на четыре занятия в неделю. Каждое состоит из разных упражнений. Чтобы не держать в голове всю программу, я просто включаю план тренировки в список задач на день.

Дневник помогает контролировать прогресс. Ведь я тренируюсь не просто так, а чтобы добиваться определённых результатов. Когда вижу прогресс, понимаю — всё правильно делаю. 

Ищем разработчика для клиентских проектов

Дневник тренировок — это удобно. Я могу открыть первую страницу и посмотреть, какой вес я брал месяц, полгода или год назад и как выросли мои способности со временем

Как ты привил себе любовь к спорту и тренировкам?

Было время, когда я очень сильно себя запустил: весил около 112 кг и вообще не занимался спортом. В определенный момент я просто решил, что хочу выглядеть лучше и чувствовать себя здоровее. Тогда я начал копать в этом направлении и наткнулся на YouTube на проект Ярослава Брина «Фитнес модель за 4 месяца». 

Автор этого проекта не только учит правильно тренироваться, но и рассказывает о принципах работы организма, о том, почему мы толстеем и худеем. Благодаря этому проекту за год я сбросил 30 кг, а спорт вошёл в привычку. 

Благодаря спорту я стал другим человеком

Знаю, что, кроме дневника тренировок, ты делаешь конспект прочитанных книг. Расскажи, откуда у тебя эта привычка и что она тебе даёт. 

Максим Батырев в книге «45 татуировок личности» говорит, что если вы не применяете знания, о которых узнали из книги, то прочитали её напрасно. Я с этим согласен, поэтому стараюсь конспектировать книгу и записывать свои мысли. Во время чтения я думаю, как применить это в жизни. Иногда эти конспекты помогают быстро освежить в памяти содержимое ранее прочитанной книги. А ещё я так лучше запоминаю прочитанное.

Конспект книги Марка Форстера «Сделай это завтра». Благодаря конспекту я лучше запоминаю и структурирую прочитанное

Какие книги повлияли на тебя сильнее всего?

Я очень люблю Максима Батырева. Книга «45 татуировок менеджера» сильно помогла мне, когда я занял должность руководителя. Это — своеобразный свод принципов, которым должен следовать успешный лидер. Я периодически возвращаюсь к ней, чтобы освежить в памяти текст. Вторая книга — «45 татуировок личности» — написана в похожем стиле. Она тоже полезная, но более общая. 

Для эффективного ведения переговоров мне помогла книга «Сначала скажите нет» Джима Кэмпа и «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла.

Ещё мне очень нравится Андрей Курпатов. Его последняя трилогия «Красная таблетка», «Чертоги разума» и «Троица» посвящена работе человеческого мозга. Это — научно-популярная литература, которая будет полезна всем. 

Как ты находишь время на обучение и спорт? 

Мне помогает планирование. Я научился лучше выстраивать свой рабочий день, чтобы он не превращался в круглосуточный. Например, стараюсь не работать после 18–19 часов и в выходные. 

Что касается постоянного обучения, я осознал, что угнаться за всем невозможно. Помогло и то, что я стал больше работать с людьми и меньше с кодом. Поначалу у меня были попытки совместить руководство и программирование, но со временем я понял, что делать это эффективно не получится. В итоге я буду либо плохим разработчиком, либо плохим руководителем. Так что я сфокусировался на управлении. 

Это позволило мне не так сильно углубляться в технические подробности. Многие разработчики из нашего отдела могут справиться с конкретной узкой задачей лучше, чем смог бы я. Так что от меня требуется общее видение проекта и точное понимание того, кому эту задачу следует делегировать. Осознание этого факта меня успокоило. Теперь я не гонюсь за технологиями, а скорее наблюдаю за общими тенденциями, чтобы быть в курсе происходящего.

Ты как-то говорил, что «мотивация — это чувство тревоги». Довольно необычная идея. Расскажи о ней.

Я думаю, что мотивации, как таковой, не существует. Например, меня может мотивировать покупка автомобиля. Это значит, я представляю себе, как владею этой машиной, как езжу на ней. Но это просто картинка в голове. 

Ловушка заключается в том, что для нашего мозга нет разницы, делаем мы что-то или просто представляем, как мы это делаем. В обоих ситуациях работают одни и те же отделы мозга, поэтому мечта не мотивирует человека. Мечтать можно бесконечно и при этом ничего не делать. 

Исходя из этого, я считаю, что лучшая мотивация — это чувство тревоги, потому что именно он заставляет нас действовать. Если человек не боится, что его накажут за провал, он начнёт факапить. Но если он боится, что его могут уволить, это по-настоящему мотивирует его. 

Как ты пришел к такой мысли?

Я понял это после изучения биографий великих людей, которые добились значительных успехов в жизни. У многих из них было трудное детство, поэтому они начинали с низов. Именно страх вернуться туда, откуда они выбрались, постоянно давал стимул для развития. 

Если ты ни о чем не беспокоишься, ты можешь позволить себе поспать подольше и не сделать ничего полезного за день. Но если ты живешь с тревогой, она тебя подстёгивает. 

Расскажи о каком-нибудь своём провале и как ты вырулил?

За время моей работы в агентстве крупных факапов не было. Возможно, благодаря этому я и попал в штат так быстро. 

А вообще мой самый большой провал случился на первой работе, когда я был ещё студентом. Мне дали простую задачу — поправить какую-то мелочь на сайте одного турагентства. Дело было в пятницу вечером. Я не успел сделать всё до конца рабочего дня, но задача не была срочной, так что я с чистой совестью ушёл домой. Оказалось, я что-то сломал на сайте, и поэтому все выходные страница с акциями турагентства была абсолютно пустой, хотя на неё шла реклама. Когда в понедельник я пришёл на работу, меня ждал скандал.

Бывало и другое. Однажды я работал на продакшн-версии сайта и удалил его стили. Всё, считай, сломал сайт. Тогда мне помог старший коллега, который смог вытащить сохраненную версию сайта из кэша Гугла. 

В обоих случаях я нарушил прописные истины, которые знает каждый разработчик: не начинать новую работу в пятницу вечером и не экспериментировать с продакшн-версиями продукта. Конечно, я знал об этих правилах, но они казались мне не такими уж важными, когда я был новичком. Факапы заставили относиться к правилам серьезнее. 

Дайджест IT-Agency

События агентства, публикации сотрудников и материалы об интернет-маркетинге. Раз в две недели по вторникам.

Если вы нажали на кнопку, значит согласны с политикой конфиденциальности

Вы подписались на рассылку

Спасибо!

Вы уже подписаны

Спасибо!

Некорректная почта

С этим адресом что-то не так. Проверьте, пожалуйста, написание.

Назад

Новые статьи в вашей ленте

Популярные материалы

Мы используем ваши cookie-файлы, IP-адрес и местоположение. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете соглашение о передаче данных.