ASO

Запускаем Киберкошку — сервис для анализа видимости бренда в ответах нейросетей, сторов и поисковой выдачи

Весной 2025 года мне было интересно наблюдать за трансформацией поиска. Люди стали меньше переходить из поисковой выдачи на сайты — стали больше опираться на сводки от ИИ. В чатах по ASO я всё чаще видела сообщения о том, что у кого-то идут установки из ChatGPT в США или из Perplexity в Индии.

Чтобы научиться взаимодействовать с неизвестностью в виде ИИ, я придумала Киберкошку. Это сервис, в который можно закинуть название бренда, запросы и проверить своё присутствие по 6 нейросетям. В первой итерации это был Телеграм-бот, но работать с ним оказалось не очень удобно. К тому же я хотела объединить в одном месте отслеживание всего поискового трафика: GEO/AIEO, ASO и SEO. Так появилась вторая итерация инструмента в виде полноценного сервиса.

Алла Рауд

Алла Рауд

руководитель направления ASO

Сервис помогает понять трансформацию поискового трафика по воронке: от осознания потребности до сравнения вариантов и покупки.

image

Нейросети уже встроились в воронку продаж. Киберкошка нужна, чтобы адаптироваться к изменениям

Сейчас Киберкошка находится на стадии перехода из альфа- в бета-тестирование. Мы уже начали выдавать дооступы к сервису для брендов. Параллельно продолжаем проводить кастдевы и дорабатываем продукт с точки зрения пользы как для бизнеса, так и для специалистов.

Вы можете помочь развитию Киберкошки и принять участие в кастдеве. Для этого напишите мне в Телеграм сообщение «Хочу на кастдев Киберкошки».

Мы собираем данные для отчётов из 4 базовых нейросетей: Claude, Gemini, ChatGPT, Perplexity. Маша Лем, ведущий оптимизатор IT-Agency, подсказала, что можно ещё отслеживать упоминания бренда в нейросводках поисковых систем, поэтому мы интегрировали ответы «Алисы AI» и «Google AI Overview». Для тестирования гипотезы этого набора достаточно. Если на рынке будет спрос на другие нейросети, мы доработаем Киберкошку.

Мария Лем, ведущий оптимизатор

Поисковая выдача меняется, и паттерн потенциального клиента вместе с ней. Теперь по многим запросам в результатах поиска появляются ИИ-ответы — AI Overviews в Google и «Поиск с Алисой» в Яндексе. Часть пользователей даже не переходит на сайты, так как уже получила ответ на свой вопрос. Согласно исследованию Ahrefs, наличие AI Overview в Google снижает количество кликов для топ-1 на 34,5%.

Игнорировать такие изменения нельзя. Бизнесу и специалистам важно отслеживать представление в нейросетях и ИИ-сводках, которые присутствуют в органической выдаче.

Асинхронно от Аллы мы с SEO-командой делали внутренний инструмент для аналитики исключительно ИИ-ответов: есть ли они в AI Overview и «Поиске с Алисой», какой в них текст и источники, есть ли упоминания бренда и где именно.

Киберкошка Аллы — инструмент для рынка, который начинался с анализа ответов внутри нейросетей. На этапе разработки она обращалась ко мне за обратной связью. Тогда я и подсказала, что можно добавить в продукт отслеживание ИИ-ответов. А ещё с технической точки зрения рассказала, как работает наш внутренний сервис — ребята взяли эту идею за основу.

Как настроить проект в Киберкошке

Для старта проекта нужно задать название бренда и промпты, по которым сервис будет мониторить упоминания. Я рекомендую заполнять ещё и дополнительные поля: синонимы и описание бренда и конкурентов. Они влияют на логику работы. С информацией в этих полях сервис сможет правильно мэтчить и вычленять бренд в ответах ИИ, а также генерировать ключевые запросы для отслеживания.

В отличие от поисковых систем, в нейросетях нельзя посмотреть список промптов, которые вбивают пользователи. Киберкошка анализирует только те запросы, которые вы вводите самостоятельно.

image

Чем больше полей заполните, тем точнее будет работать Киберкошка

image

Ключевые запросы — это промпты, в ответах на которые сервис отслеживает упоминания бренда

В настройках проекта можно выбрать частоту сбора данных: ежедневно, 2 раза в неделю или еженедельно. Ежедневный анализ подойдёт для пиарщиков и специалистов, которые ведут проекты. Отчёт один раз в неделю оптимален для бизнеса: например, чтобы собрать статистику к планёрке. Отчёт пару раз в неделю присутствует как средне-частотный способ сбора данных.

Днём сбора данных считается день первого запуска проекта. Если запустите первый сбор данных в среду и выставите еженедельную частоту, то отчёт автоматически обновится через неделю — в ночь со вторника на среду. При этом с главного экрана всегда можно вручную запустить проверку.

Какие отчёты есть в Киберкошке

В MVP-версии сервиса простой, но понятный интерфейс. Сейчас мы отслеживаем упоминания брендов в ответах AI, уже разрабатываем мониторинг поискового трафика для ASO, а после займёмся тем же для SEO. У каждого инструмента будет свой набор вкладок.

image

На главном экране Киберкошки можно вручную запустить проверку AI-видимости и отфильтровать результаты по нейросетям

На вкладке «Сводка» находится дашборд для быстрой оценки ситуации. Первый отчёт — тональность. В настройках Киберкошки мы уже задали факторы, по которым определям окрас упоминания бренда: позитивный, нейтральный или негативный. На вкладке с упоминаниями можно подробнее посмотреть каждый ответ нейросетей.

image

image

Киберкошка умеет анализировать тональность упоминания бренда в ответах нейросетей

Следом идёт отчёт об общей видимости бренда. Если кратко, то это процент упоминаний бренда в ответах нейросетей. Если углубляться, то мы определили значения, на которые могут опираться лидеры рынка, а также значимые и начинающие игроки: от 60%, от 20% и выше 3–5% соответственно.

Важный нюанс: это не референсные значения. Их нельзя использовать в качестве бенчмарков, потому что ответы ИИ не бывают одинаковыми, как, например, в SEO или ASO. Ответы нейросетей зависят от того, что они уже знают. Если это ваш ассистент, который знает о вас всё, то ответ будет сильно отличаться от того, что увидит Киберкошка.

image

Тональность и видимость бренда сравниваем с конурентами, которые указаны в настройках проекта

На вкладке «Упоминания» находятся ответы ИИ. Их можно развернуть и посмотреть полностью. В ответах проверяем наличие упоминания бренда, его позицию и тональность.

В каждом из ответов, а также на отдельной вкладке, есть список источников, на основе которых та или иная нейросеть сгенерировала ответ. Иными словами: показываем ресурсы, которые ИИ индексируют для ответа на промпт.

Это может быть полезно для разработки контент-стратегии и выбора внешних плошадок для публикации материалов. Например, до разработки сервиса мы с командой решили публиковаться на Т–Ж. Нам казалось, что он хорошо индексируется нейросетями. Сейчас благодаря Киберкошке я вижу, что гипотеза подтвердилась.

image

Мои материалы на Т—Ж попали в индексацию нейросетями по целевому запросу

image

Упоминания — вкладка с подробностями по каждому промпту для отслеживания

image

На владке «Источники» показываем сводку промптов, в которых встречается ссылка на тот или иной ресурс

Что будет дальше

На момент альфа-теста сервис даёт возможность мониторить видимость бренда в ответах ИИ и нейросводках, учитывать самые цитируемые источники среди целевых промптов. Кроме этого для приложений можно оценить ёмкость рынков в сторах и оценить ASO в сравнении с конкурентами. Со временем и накопленным опытом добавим подсказки по GEO/AIEO и ASO.

Сейчас мы активно работаем над функционалом для ASO, потому что в декабре планируем релиз. Фунционалом для SEO займёмся в 1 квартале 2026 года.

Если хотите протестировать демо-версию Киберкошки после релиза, напишите мне в Телеграм сообщение «Хочу на демо Киберкошки».

Записал Алексей Игнатов, отредактировал Алексей Игнатов

ASO

Аналитика

Подобрали для вас

Ещё по теме «aso»

Обсудим задачу

Мы свяжемся с вами в течение двух часов, чтобы
задать
вопросы
и обсудить, какую пользу можем
принести

Контактные данные

Кратко расскажите о задаче

Роман Игошин

Роман Игошин

коммерческий директор, управляющий партнёр

Написать в
Телеграм