В интервью Костя рассказывает о том, как три года готовился к собеседованию в агентстве, почему любит выступать на конференциях и что бы он ответил тем, кто не любит оптимизаторов 

О своей роли в агентстве 

Расскажи, чем ты занимаешься в агентстве.

Я ведущий SEO-специалист, руководитель команды самых клёвых оптимизаторов. Немного участвую в маркетинге и внутренних проектах агентства. А ещё мне нравится выступать с докладами на конференциях и агентских мероприятиях.  

А как ты устроился в IT-Agency

В 2013-м году я увидел пост Севы во вконтакте о том, что идеальное SEO — это когда самого SEO не видно, а позиции, трафик и конверсии есть. Мне очень понравился этот подход, и я захотел попасть в агентство. На тот момент была открыта только вакансия джедая, на которую я бы точно не прошёл — моего опыта в SEO было для этого недостаточно. 

Тот самый пост, с которого началась история Кости в IT-Agency

Спустя пару месяцев я увидел, что в агентстве ищут оптимизатора, и отправил заявку. Сева позвал меня на собеседование, которое я феерично провалил. Но я решил не сдаваться, набраться опыта и попробовать снова. 

За два года я успел поработать в двух компаниях и переехать в другую страну. Всё это время я следил за новостями и проектами агентства и везде, где мог, транслировал его принципы.

В марте 2015-го вакансия SEO-специалиста открылась снова. Я решил, что уже готов, и отправил заявку. За вечер собрал письмо с кейсами и оцифрованными результатами работы. Меня пригласили на собеседование, а затем и на стажировку. 

Напоминание об идеальном SEO нашло своё место в офисе IT-Agency рядом с кактусом по имени Геннадий

За год ты вырос от стажера до ведущего. Как у тебя это получилось? Что в этом периоде тебе больше всего запомнилось?

После окончания стажировки у меня был всего один проект, который занимал два дня в неделю. Остальное время я активно учился, перекапывал нашу базу знаний. Летом прошёл курс по информационному стилю у Максима Ильяхова. В сентябре поехал на курс Товеровского по управлению. 

Тогда же случился один из самых ярких моментов моего первого года в агентстве. В субботу мы сидели с коллегой в баре и в час ночи решили проверить позиции сайта нашего клиента. Действительно, что ещё могут делать два SEO-специалиста в баре? Оказалось, что сайт по всем запросам потерял 20 позиций — попал под алгоритм Яндекса «Минусинск». Мы готовились к этому, но не успели. Оставшуюся ночь я придумывал, как это разрулить, а уже в восемь утра воскресенья мы с ведущим менеджером Колей Чудо обсуждали план действий. 


На новогодней вечеринке 2015 года вместо «Чиииз!» кричали «Минусииинск!»

В марте Сева предложил мне стать руководителем SEO-направления. Я немного офигел от такой перспективы, потому что не умел руководить и вообще не знал, как работать с людьми. Но мне было интересно, и я попросил тестовый период. Он длился два месяца. А ровно в первую годовщину своей работы в агентстве я защитил перед Севой свою стратегию ведущего и руководителя направления. 

Как изменилось SEO-направление агентства с тех пор?

Когда я только стал ведущим, у нас было пять проектов и три специалиста. Сейчас направление выросло до 15 проектов и команды из семи человек.

Чем ты руководствуешься, когда нанимаешь в команду людей? Какие качества сотрудника для тебя важны?

Мне важна динамика развития соискателя. На собеседованиях я всегда прошу назвать свои достижения за последние четыре года. Кто-то называет переезд с семьёй в другой город, кто-то — рост по карьерной лестнице, кто-то — результаты в цифрах, например, привлёк столько-то трафика на сайт. Ответ соискателя показывает, какие у него приоритеты, чем он живёт. 

Возможно, это странно, но на собеседованиях я отговариваю некоторых ребят от работы в агентстве, потому что с нами надо бежать быстро. 

Тем, кто двигается медленно, с нами будет некомфортно 

В один момент на тебя валятся проекты, обучение, регулярные планёрки, приезды в Москву. Если я вижу, что человек не привык работать и жить в таком темпе, я его не возьму. Ему будет тяжело.  

Для SEO-специалиста критически важно быть честным, поэтому в первую очередь я смотрю не на результаты, а на то, как человек их достиг. Грубо говоря, если он вывел сайт в топ, манипулируя и обходя алгоритмы Яндекса, я его не возьму.  

Другой обязательный критерий — знать, как устроены поисковые системы. Есть оптимизаторы, которые просто прописывают метатеги. А есть те, кто разбирается, что находится под капотом сайта, и как поисковики оценят его действия. Мне в команде нужны именно такие ребята. 

Быть ведущим в агентстве — это вести за собой людей. Ведущий джедай Рома Игошин в своём интервью сказал, что у нас не классические руководители, а наставники. Что тебе больше всего нравится в наставничестве?

Когда мои ребята показывают крутые результаты и рассказывают об этом с горящими глазами.

Став наставником, я научился больше и глубже чувствовать людей, потому что к каждому нужен свой подход. А вообще когда человек доверяет тебе немаловажную часть своего развития и позволяет себя направлять, это большая ответственность. Зато потом, когда ведомый дорастает до крутого SEO-специалиста и приносит офигенные результаты, — это кайф. 

Юля Кравченко, Костя Солодянников, Аня Флегонтова, Денис Васильев — ребята из команды самых клёвых оптимизаторов на Дне рождении агентства в 2018 году

Вторая важная часть твоей работы — это ведение проектов. Как ты выстраиваешь отношения с клиентами?

Я думаю, что команда клиента такая же, как наша. Там работают такие же люди. Я общаюсь либо с руководителем маркетинга, либо с собственником. Второй SEO-специалист общается с маркетологом или техническим директором, который отвечает за внедрение. Мы делаем всё это на планёрках по расписанным алгоритмам. У меня как раз на эту тему есть статья. Она о том, что нужно больше общаться. Регулярные планёрки помогают нам слушать клиента, а клиенту понимать, что происходит на проекте.

Когда мы работаем с клиентом, то становимся частью его команды. Например, Трипстер находится в 10 минутах ходьбы от нашего офиса. Иногда мы к ним приходим в гости на планёрки, попить чай, пообщаться, иногда они к нам заглядывают. Моя основная задача на проекте — наладить организацию, помочь с запуском, сделать так, чтобы всем было комфортно общаться. И чтобы всё это работало без меня.

Об организации работы и личной эффективности

Давай теперь немного поговорим о том, как ты организовываешь свою работу. Как проходит твой обычный рабочий день?

Как правило, мой день начинается и заканчивается планёрками по клиентским проектам. Всего за день их может быть 5–6. Из-за этого я иногда ощущаю себя говорящей головой. В таких случаях помогает пойти поделать что-нибудь руками, например, приготовить обед. Между созвонами я работаю над задачами по развитию направления. 

Раз в две недели созваниваемся с командой SEO-специалистов и делимся результатами

В четверг у меня нет созвонов. Я использую это время, чтобы подумать над стратегическими задачами. Если такого времени в течение недели не хватает, я думаю в субботу или воскресенье. Чаще всего делаю это пассивно. Например, есть задача — настроить процесс выпуска SEO-кейсов. Я закидываю эту мысль в мозг и иду отдыхать. Вечером или ночью решение приходит само.      

Получается, ты не разграничиваешь рабочее и личное время?

Когда-то я пытался это делать, а сейчас — нет. Не вижу смысла прятать значимый кусок свой жизни в отдельную коробочку. Бывает, я могу в 11 вечера поговорить с Кириллом (Кирилл Касимский, сооснователь агентства — прим.ред.) или в субботу пообщаться с ним в офисе. 

Правда, в Trello я делю задачи на рабочие и нерабочие.  

Несмотря на свою загрузку, ты ещё умудряешься совмещать работу с путешествиями. Как у тебя это получается?

У меня есть комплекс лайфхаков, который помогает организовать работу в поездках. Плюс очень помогает планирование и Гугл-календарь. Я фиксирую в календаре перелёты, время на дорогу до аэропорта и смотрю, чтобы не было пересечений с планёрками. 

Везде вожу с собой заряженный ноутбук, смартфон, пауэрбанк. Если работаешь в путешествии, должна быть запасная симка, то есть минимум два разных интернета. А ещё важно нормально высыпаться. 

Когда для работы нужен только ноутбук с интернетом и розетка
Когда пришел к успеху и научился зарабатывать в интернете :–)

Ведущий дизайнер Маргарет рассказывала в интервью, как однажды она правила дизайн сайта в самолёте, потому что нужно было срочно отправить его клиенту. Какие у тебя были сложности в поездках?

Бывало, что из-за разницы во времени с Москвой, приходилось планёрить в два часа ночи. Помню, как в отеле отвалился интернет, Мегафон непонятно за что съел деньги на телефоне, а мне через 15 минут созваниваться с клиентом. Пришлось бежать покупать новую сим-карту. Но всё хорошо, на встречу пришёл вовремя. 

Помню, однажды проводил планёрку с коллегой, сидя на площади в центре города. Вышел из метро и понял, что не успеваю дойти до офиса. Я, недолго думая, открыл свой заряженный ноутбук, телефон, подключил заряженный пауэрбанк, расшарил мобильный интернет и прекрасно провёл планёрку на свежем воздухе. 

Кроме личных путешествий, ты много ездишь выступать на конференциях. Что тебе даёт этот опыт?

Во-первых, большой заряд энергии, потому что я могу рассказать о важных вещах одновременно 200–300 заинтересованным людям и получить от них моментальную обратную связь.

Сбылась ещё одна мечта SEO-шника. В 2017 году рассказал в Яндексе о том, как организовать работу с оптимизаторами

Во-вторых, я общаюсь с коллегами из отрасли. Это даёт мне понимание того, чем живёт рынок. 

Мы в агентстве чуть больше чем полностью отличаемся от рынка, поэтому конференции позволяют не быть в вакууме 

В-третьих, конференции — это обмен знаниями. Там я могу поймать любого эксперта. Хорошо сформулированные вопросы могут разговорить даже самого неуловимого или не очень общительного докладчика. 

Ещё одна задача, которую я решаю на выступлениях — это развитие нашего HR-бренда. Я рассказываю об агентстве и нашем подходе к работе. А на клиентских конференциях доношу до компаний мысль, что надо делать правильное белое SEO. 

Кстати, по поводу белого SEO. Артемий Лебедев давал интервью Яндекс.Дзену, и там у него спросили, почему он не любит оптимизаторов. На что он ответил: «На первых страницах результатов поиска именно эти сайты не потому, что они мне интересны, а потому что SEO-шник там что-то нахимичил. А я хочу сам решать, что мне нравится, без подсказок и искусственных манипуляций». Что бы ты ответил на это? 

Видимо, у Артемия не было нормальных оптимизаторов. Это больно, конечно. Моя принципиальная задача — чтобы людей с таким же мнением, как у Лебедева, стало меньше. 

В SEO есть два пути. Первый — делать чёрное и серое SEO. Это значит, что-то накрутить, чтобы оказаться на первых позициях в поиске. Второй — думать про людей и делать SEO для них. К сожалению, таких историй на рынке единицы. 

Основной образ этой услуги — это мошенничество и манипуляции. Но рынок меняется. Сейчас обмануть поисковые системы практически невозможно. Соответственно, становится всё больше толковых ребят и агентств, которые делают белое SEO. И их количество будет только расти. 

О саморазвитии и планах на будущее     

Ты в агентстве уже три года. Как это место поменяло тебя? 

За три года работы в агентстве я вырос как за 10 лет перед этим. Это было нелегко. Я много переживал стрессов, фигачил, учился. Но мне это нравится. 

Ты в своём блоге публикуешь рецензии и конспекты книг. Расскажи, как учишься с помощью книг?

После того как я прошел на Coursera курс «Как научиться учиться», у меня появился инсайт. Конспекты не до конца помогают понять и внедрить то, что ты прочитал. Можно обойтись и без конспектов. Главное — прочитать книгу, найти в своей системе неполадку и настроить её. Живой пример: у меня по книге Дорофеева нет конспекта, зато после неё появилась доска в Trello, которая живёт уже полтора года. Вторую штуку я осознал после лекций Людвига. Оказалось, что неинтересные книжки можно не дочитывать и вообще можно читать по 5–6 книг одновременно. 

Ценность книги в том, чтобы переосмыслить и применить чужой опыт

Идеальное полезное действие от прочтения книги — это перемена, результат. Прочитал Аллена Карра — бросил курить. 

Я убеждён, что надо читать не только ламповые зарубежные бизнес-книги, а и суровые русские книги, адаптированные под наши бизнес-реалии, и научные книги, которые объясняют, как это работает. Знание трёх разных взглядов дают целостное понимание бизнес-процессов, а потом всё это надо проверять на практике.  

Что из последнего ты внедрил?

Книга называется «Спроси маму». Я выписал из неё готовые вопросы, адаптировал их и задавал на клиентских интервью. Они помогли мне больше узнавать о клиенте и его боли. Мне стало легче понимать, как мы можем ему помочь.  

И последний традиционный вопрос. Кем ты видишь себя в будущем?

Глобально — там же и тут же, но больше объёмов. Хочу больше клиентов, больше ребят в команде. Думаю, в ближайшие 2–3 года ничего не изменится глобально. Проделать над собой психологическое упражнение и ответить на вопрос, кем ты себя видишь через 10 лет, я не готов. Я наслаждаюсь процессом и не задумываюсь о конечной цели.   

На веранде в офисе IT-Agency. Главное — правильно организовать работу и кайфовать от процесса. Что будет через 10 лет — не так важно

Дайджест IT-Agency

События агентства, публикации сотрудников и материалы об интернет-маркетинге. Раз в две недели по вторникам.

Если вы нажали на кнопку, значит согласны с политикой конфиденциальности

Вы подписались на рассылку

Спасибо!

Вы уже подписаны

Спасибо!

Некорректная почта

С этим адресом что-то не так. Проверьте, пожалуйста, написание.

Назад

Новые статьи в вашей ленте

Популярные материалы

Мы используем ваши cookie-файлы, IP-адрес и местоположение. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете соглашение о передаче данных.